14.04.2014
Хотел быть футболистом, а стал скрипачом

В этом году он прибыл с особой миссией. 5 апреля в Москве проходил международный фестиваль классической музыки «Кремль музыкальный» имени Николая Петрова, и на его открытии Дмитрий Коган играл вместе с Красноярским академическим симфоническим оркестром. Красноярцы впервые выступали на этой уникальной площадке. Дмитрий Коган считает, пришло время развивать в Красноярске не только спорт, но и культуру.

– Дмитрий, вы были послом красноярской универсиады – 2019. Во время заявочной кампании участвовали в концертах в Брюсселе. Как у нас сочетаются спорт и культура?

– Спорт – это хорошо, и я поздравляю Красноярск с победой в заявочной кампании на проведение универсиады, но спорт не может существовать без культуры. Это поезд, который должен ехать одним составом. Край будет развиваться в спортивном движении, в строительстве новых объектов. Я уверен, что вместе с тем и культурная составляющая у вас должна быть на самом высоком уровне. И я считаю несправедливым то, что Красноярский симфонический оркестр до сих пор активно не участвовал в культурной жизни столицы. Сейчас мы решили это недоразумение исправить. Я благодарен губернатору Красноярского края Льву Кузнецову за поддержку этой идеи. Он горячо интересуется, как продвигается этот проект.

– Вы и раньше работали с нашим оркестром, как оцениваете его возможности?

– Я понял, что красноярский коллектив не совестно выставлять на лучших столичных площадках. Я дружу с Красноярским краем, вижу, как он развивается.

– Кстати, среди семи детей, которым вы вручили скрипки, был и красноярский юный музыкант…

– Это одна из сфер деятельности Фонда поддержки уникальных культурных проектов, который я возглавляю. В его планах не только поиск уникальных инструментов, их реставрация и передача профессиональным музыкантам, но и поддержка молодых талантов. В канун Нового года я от себя лично подарил семи детям со всей России скрипки, один из них – девятилетний Никита Андреев из Красноярска. Очень хороший мальчик. Почему бы не подарить, если я могу это сделать? Никакого пафоса здесь нет. У нас существуют проблемы в системе образования, приходится что-то делать за счет собственных средств и личного желания.

– Как вы оцениваете российскую скрипичную школу?Есть возможность воспитывать настоящих талантов?

Российская скрипичная школа всегда была великой, но колоссальный кризис, упадок 90-х годов сказался на жизни всего общества, в том числе и на музыкантах. В те годы из страны уехало огромное количество профессиональных педагогов, их учеников и учеников учеников. Мы обеднели. Я, например, учился и в России, и за рубежом. Но и там педагог был русский. В силу обстоятельств он не смог существовать на родине, уехал за границу и преподавал там. Что же касается талантов, они всегда пробьются.

– В свое время вас, молодого музыканта, заметил Николай Петров – известный пианист и музыкально-общественный деятель. Это сыграло большую роль в вашей жизни?

– Николай Арнольдович Петров был моим лучшим другом, можно сказать вторым отцом. Этот человек много сделал для продвижения молодых музыкантов. Я его продукт. Мне было 16 лет, я был никому неизвестным учеником школы, а этот выдающийся музыкант с мировым именем, где-то услышав меня, подошел и сказал: «Давай сыграем сольный концерт в большом зале консерватории». В этот момент у меня закружилась голова, я не мог себе представить, что такое возможно. Помню, как пришел на первую репетицию домой к Николаю Арнольдовичу, безумно волновался. Мне, молодому мальчику, который только начинает концертную деятельность, прийти к такому мастеру! Начали играть двойной концерт Мендельсона для скрипки и фортепиано с оркестром. Сыграли одну страницу, и Николай Арнольдович резко остановился. Я думал, что он разнесет меня в пух и прах, а он говорит: «Очень хорошо». И спросил, какие у меня есть к нему замечания, все ли мне удобно. От этого у меня голова закружилась еще больше, потому что я не ожидал такого отношения к себе. Благородство этого человека было безмерно, простота совершенно невероятная. С тех пор мы сыграли с ним огромное количество концертов в разных странах мира. На моих глазах прошел первый фестиваль «Кремль музыкальный». 15 лет назад мы с Петровым его открывали.

– И теперь вы продолжаете дело своего учителя?

– Фестиваль задумывался как возможность молодым музыкантам, которые еще не заявили о себе, дебютировать в Москве в Оружейной палате. Когда Николая Арнольдовича не стало, его вдова сразу же предложила мне стать художественным руководителем фестиваля – продолжать дело Николая Петрова. И свою задачу я вижу такой, какой ее поставил мой учитель: фестиваль каждый год должен открывать две-три новые звездочки. Эта традиция продолжается. Но фестиваль расширяется. В этом году впервые за всю его историю он выходит за пределы Оружейной палаты, в самый красивый зал Москвы – дом Пашкова. В следующем году расширится еще, так и до Красноярска дойдем с фестивальной программой.

– В прошлом году вы представляли пять великих скрипок, но одна с вами и сегодня. Вы испытываете особое удовольствие играть на легендарном инструменте?

– Скрипка «Робрехт» Джузеппе Гварнери дельДжезу 1728 года– мой основной инструмент. У нее замечательная история. Одно время она принадлежала королеве Франции Марии-Антуанетте, которая потом передала ее своему придворному первому скрипачу Биотти. Тот завещал инструмент своему любимому ученику – основателю франко-бельгийской школы скрипачей Андре Робрехтсу (скрипка носит его имя). После этого скрипка принадлежала шведскому королю, была в его коллекции. Затем – американскому инвестору, итальянскому фонду. И 2,5 года назад, в октябре 2011 года, ее купил Фонд поддержки уникальных культурных проектов, который мы создали вместе с российским бизнесменом Валерием Савельевым. Тогда мы сделали прецедент: в Россию попал один из лучших инструментов мира.

За эти годы я сроднился со скрипкой Гварнери. Пять великих инструментов прекрасны, но они не мои. А этот мой.

– И он звучит в ваших руках особенно поэтично…

Каждый инструмент – живое существо. Представьте: пять потрясающе красивых женщин, и все разные. Гварнери я ставлю выше Страдивари. Скрипка Страдивари – чисто женщина, а Гварнери – больше мужской инструмент.

– У вас много музыкальных проектов. А есть совершенно безумные? Говорят, вы первым из музыкантов играли на Северном полюсе для полярников…

– Где я только не играл! На Северном полюсе, в подводной лодке, в самолетах, в вертолетах, в подземном переходе. На подводной лодке – командующий флотом попросил, я и поиграл для моряков. Также и с полярниками.

– А как в переходе оказались?

– Захотелось, и пошел. Мы с одним телеканалом решили проверить – определят ли люди в переходе уровень исполнителя. Спустился в переход, меня снимали скрытые камеры. Но никто из прохожих ничего не понял. Один дядька мимо проходил, его спрашивают: «Не хочешь дать денег музыканту?» Он отвечает: «Этот каждый день здесь играет, и так фальшиво! Я ему никогда денег не даю».

– Как отнеслись к этому?

– С юмором.

– А звучание скрипки зависит от места выступления? Скажем, в зале вы играете или на подводной лодке?

– Конечно. Скрипка реагирует на влажность и сухость, холод и тепло. У вас в Красноярске, например, очень сухо. Но творчество не зависит от того, где ты творишь. Творить ты должен везде, где бы ни был. Даже дома в одиночестве.

– Вы волнуетесь перед выходом на сцену?

– Разумеется. Я пытался изжить в себе сценическое волнение, и мне показалось, что научился себя контролировать, подавлять волнение. Но, просматривая записи выступления, понял:в концерте, где ты абсолютно спокоен, чего-то не хватает. У Паганини был девиз: «Надо сильно чувствовать, чтобы почувствовали другие». Мне кажется, в этом ключ.

– Вы из музыкальной семьи, ваши дед и бабушка были известными скрипачами, отец – дирижером, не было протеста, не хотелось поломать традицию?

– Еще какой протест был! Но он присутствует у всех детей. Никто не хочет играть гаммы в душной квартире, когда можно погонять с мальчишками в футбол во дворе. Но мама меня заставляла играть на скрипке – и ремнем, и подкупом. Я очень хотел быть футболистом, а стал скрипачом.

ссылка на источник

close
27.10.1978 - 29.08.2017
Ru | Eng